Из письма Александры Стабровской-АнтипьевойВсе, что я пишу, это касается не только и не столько Коли, сколько воздействию Орленка, как воспитательной системы на детей, о последствиях и возможности трагических последствий пребывания детей в этой «удивительной стране детства». Я была в Орленке в 1988 году, на сборе комсомольцев. Так что мы действительно с Колей были там в одно время. И ощущение, что живешь «на два шага впереди перестройки», тоже было, и поплатиться за это тоже пришлось. И когда я тогда,
девочкой-подростком, читала
статью о Коле, выдержки из
писем, мне, казалось, что это
писала я сама, я все этой
действительно пережила и
прочувствовала. И тоже было
невыносимо жить. И мысль о
самоубийстве возникала в моей
голове не один раз, и
готовилась я к этому… А вот письмо еще одного мальчишки, который был со мной и Колей в Орленке в одной смене. Он писал это в 1992, спустя 4 года после Орленка, в тот момент, когда я поехала в Орленок работать: «Орленок» - очень вредный лагерь, очень-очень. Только не рви в гневе письмо, и не вычеркивай меня из своих друзей – может ты еще согласишься со мной…Понимаешь, есть ряд заведений особого рода – армия, тюрьма, покидая которые, человек, всю жизнь вспоминает об этом. Тюрьма делает людей часто жестокими и бесчеловечными, армия – плохо влияет на мозги…..я говорю , это происходит не со всеми – со многими. Такого рода заведения меняют человека, его душу. Как ни покажется тебе это циничным и страшным, «Орленок» - заведение подобного рода, может, самое худшее из них, самое страшное, но…Но я люблю его!!! И в этом весь ужас, весь мазохизм то состоит. Я обожаю Орленок, и ужасаюсь, какой вред он приносит. Орленок перемалывает людей как тюрьма, как армия, но выпускает то он не грубых, приспособленных к хамству жизни людей, а таких как я, ты, все наши. Потому ты и рвалась туда, потому что не можешь жить вне Орленка. …Государство сыграло очень злую шутку, оно позволило себе иметь Орленок, ведь это и есть то, к чему мы «шли» все страной. Орленок – это коммунизм – ха-ха-ха! (истерически смеюсь) и я, и ты жили при коммунизме, и это покалечило нас и наших друзей, мы были там в таком возрасте, когда начинается процесс становления личности… И вот мы ими стали…мы никому, по сути, не нужны в черством мире реальности. «Орленок» - это наркотик, который ведет к смерти. Мы иллюзия в этом мире. Увы…. Я чувствую себя глубоко больным, я умираю,… и все это началось в Орленке….» Орленок в свое время, как я понимаю, был создан, как эксперимент, он использовался с одной стороны, как кузница комсомольских кадров, а с другой был полигоном для опробирования различных педагогических программ. Причем те, кто создавал Орленок, не просчитывали результаты своего эксперимента. Орленок в той или иной степени, выполнял свои функции, но в связи с изменениями в стране, и просто с течением времени на него стали все меньше обращать внимания, и он из структуры государственной (в смысле значения для страны), стал островом, оторванным от реальной жизни, были порваны связи его с большой землей, и вот эта проблема – Орленок отдельно, жизнь отдельно, а где то между, и в тоже время внутри всего этого дети. Разговаривая с орлятами на тему «вредности» и «полезности» Орленка, морального права вожатых (по сути взрослых людей) так калечить детские души столкнулась с мыслью, что в Орленке происходит рождение души ребенка, а процесс рождения – болезненный, но необходимый. Тут можно поспорить во многих направлениях, что же все время до Орленка, ребенок жил без души, и что те, кто в Орленке не был, так и живут бездушными до самой смерти? Это вопросы все спорные, и дискуссию вести можно долго, но я не об этом хотела сказать. Там действительно что-то грандиозное происходит с детьми, пусть в этом письме это называется «рождением». В Орленке мы рождаемся или перерождаемся, или обновляемся... происходит нечто, что заставляет и себя и других осмысливать иначе, меняется шкала ценностей и восприятия, и потом всю жизнь ты поступаешь так, как научил Орленок, но проблема-то в другом. Проблема в том, что внешний мир не готов принять тебя нового, а попытки изменить что-то вокруг себя в большей степени ни к чему не приводят, это все равно, что моська на слона гавкает, сражаешься с ветряной мельницей... Я говорю о том, что подготовить ребенка в Орленке к тому, с чем он столкнется дома невозможно, чего не говори ему, как не объясняй ...Потому что, находясь в Орленке его законы становятся единственно правильными, и как понять, что это лишь временно, что это все сконцентрировано на небольшой территории на берегу моря, а весь остальной мир живет по другим принципам, другим законам? Как говорится в чужой монастырь со своим уставом не ходят, а орлята, возвращаясь домой, пытаются делать именно это, пытаются с шашкой наголо изменить мир, истребить зло, причем обычно в мировом масштабе. Если в Орленке человек рождается, а рождение, это болезненный и необходимый процесс, и вместе с болью к нему приходит очень многое, то нет такой матери, которая сразу после рождения бросит своего ребенка в студеную воду, новорожденного кормят, поят, заботятся о нем, и потом уже окрепшего выпускают в мир. И ребенку, недополучившему внимания и заботы в детстве, очень трудно адаптироваться и сохранить, то что ему дадено свыше. А мы своих орлят (по сути тех же новорожденных) бросаем из огня да в полымя: «давайте, ребята, старайтесь, ищите и у вас все получится, делайте Орленок вокруг себя». (И надо еще учитывать, что для большинства детей слово вожатого, после того, как он уезжает из Орленка, становится истиной в последней инстанции). Ребенок приехал домой, пришел в свой класс, полный новых идей, мыслей, чувств, но для того, чтобы его поняли, и он смог реализовать себя, надо, чтобы этих самых понимающих людей было много, масса их должна стать критической, иначе опять же борьба с ветряными мельницами. Я говорю о том, что раз Орленок и все кто в нем работает и живет берут на себя такую огромную ответственность за маленькие неокрепшие души, должны брать ее в полной мере, и после Орленка. Я говорю о том, что нужна программа по реабилитации, причем централизованная, по которой будут работать серьезные взрослые люди, способные принимать решения и действовать. В общем, я о том, что если Орленок и все мы говорим «А», то должны идти дальше и дойти до последней буквы алфавита. И слезы при расставании - это, на мой взгляд, нормально, потому что плача там у автобуса, мы плачем о том, как было хорошо, и каждый ребенок в момент расставания свято верит, что обязательно встретится со своими друзьями, обязательно приедет обратно, это потом уже приходит понимание, что на самом деле, возможно ты уже никогда не увидишь тех, от кого уехал, в этих слезы есть надежда о завтрашнем дне, о завтрашней встрече. А вот слезы, которые дети льют вы подушку у себя дома, в них действительно боль и страх. Первый год после Орленка я плакала каждый день, жила только письмами, благо их приходило великое множество, ревела и ждала встречи. И была реальная опасность замкнуться в этом письменном мире, и там остаться… Но вот в чем парадокс, не могу однозначно ответить, чего больше дает Орленок плюсов или минусов, но точно знаю, что своего сына, когда подрастет обязательно отправлю в Орленок. |